Диагностика развития ребенка в возрасте от 1 года до 3 лет. Познавательная сфера.
Задания с кубиками.
Предложите ребенку 10 кубиков с гранью в 8 см. Покажите ему, как поставить один кубик на другой, чтобы сложить башню. Дайте ему возможность построить башню самостоятельно, затем попросите ребенка построить поезд (4 кубика в ряд), мост (один кубик стоит на двух других) или лестницу (5 горизонтальных рядов кубиков, стоящих друг на друге, каждый следующий ряд на 1 кубик короче предыдущего, первый ряд из пяти кубиков).
Выясните максимальные способности ребенка. Если необходимо, покажите, как построить нужную модель.
Нормативы:
в 15 месяцев — | строит башню из 2 кубиков, держит 2 кубика в одной руке; |
в 18 месяцев — | строит башню из 3-4 кубиков; |
в 2 года — | строит башню из 8 кубиков, строит после показа поезд без трубы; |
в 2,5 года — | строит башню из 8 кубиков, строит после показа поезд, добавляет трубу; |
в 3 года — | строит башню из 9 кубиков, копирует с модели поезд, строит после показа мост. |
Задания с соотнесением предметов.
Предложите ребенку по вашему выбору задания, для выполнения которых требуется учет размера предметов (выстраивает пирамиду, складывание разных по размеру чашечек, матрешек и прочих предметов один в другой и т.п.).
Покажите ребенку собранную модель, а затем попросите его сделать такую же (это сложнее). Постарайтесь воздержаться несколько минут от подсказки и наблюдать за самостоятельной работой ребенка и сопровождающей ее речью.
Нормативы:
в 1 год — | снимает кольца с пирамидки-игрушки; |
в 15 месяцев — | пытается нанизывать кольца пирамидки; |
в 18 месяцев — | собирает пирамидку без учета размера колец; |
в 2 года — | вкладывает один объект в другой, затрудняется если видит перед собой больше 2-х объектов; |
в 2,5 года — | хорошо вкладывает друг в друга цилиндры и чашки, работая, как правило, методом проб и ошибок, может вложить 2 матрешки одна в другую; |
в 3 года — | легко выполняет задания на вкладывание, ориентируясь на размер, пытается строить вертикальные модели, понимает ошибки, при помощи взрослого может вложить 4 матрешки одна в другую, собирает пирамидку с учетом размера колец. |
Задания с предметами быта.
Нормативы:
в 15 месяцев — | подносит чашку ко рту, хорошо сам пьет из чашки, может вынуть таблетку из бутылочки, рисует каракули карандашом, проявляет интерес к книге; |
в 18 месяцев — | снимает варежки, носки, листает книгу, переворачивая одновременно 2-3 страницы, указывает на картинки, ест самостоятельно густую пищу ложкой; если на глазах у ребенка спрятать игрушку под одним из 2 одинаковых предметов, а затем поменять предметы местами, он находит игрушку на новом месте; |
в 2 года — | запускает волчок, вставляет ключ в замочную скважину, поворачивает ручку двери, нажимает на кнопку звонка, кормит и баюкает куклу, возит машинку, листает книгу (каждую страницу отдельно), сам надевает носки, туфли, штанишки, в игре воспроизводит ряд логически связанных действий; |
в 2,5 года — | подражает большому количеству действий взрослых с предметами быта, в игре действует взаимосвязано и последовательно (будит куклу, одевает, кормит, ведет на прогулку, и т.д.); самостоятельно одевается, но не умеет завязывать шнурки, застегивать пуговицы; |
в 3 года — | подражает большому количеству действий взрослых с предметами быта, в игре исполняет роль, одевается самостоятельно, застегивает пуговицы, завязывает шнурки при небольшой помощи взрослых. |
Оценка внимания.
Ребенку предлагают найти среди расположенных на столе карточек с изображением знакомых ему предметов (30-40) карточку с таким же изображением, какое ему показывают. Для этого ребенка сначала спрашивают, что изображено на картинке, затем просят найти такую же картинку. Если он правильно выполняет задание, то обе карточки убирают.
Нормативы:
в 3 года – находит 5-6 изображений из 10.
Оценка памяти.
1. Попросите ребенка выполнить несколько действий подряд: ставь на стул, обойти стол кругом, взять книгу, подойти с ней к двери, постучать рукой в дверь, открыть ее и вернуться на место.
Нормативы:
в 18 месяцев — | выполняет 3-4 действия; |
в 2,5 года — | выполняет 4-5 действий; |
в 3,5 года — | выполняет 5-6 действий. |
2. Попросите ребенка сказать вам, с кем он живет дома, что он кушал на завтрак, во что любит играть, а также назвать свои имя и фамилию и повторить фразы:
— сегодня на улице много грязи и луж;
— его зовут Ваней, он учится в школе;
— Шура услышала свисток и увидела поезд;
— летом в лесу было много грибов и ягод.
А затем повторить:
4-7-1; 3-8-6; 2-5-9 и 3-4-1-7; 6-1-5-8; 7-2-9-6.
Нормативы:
в 2,5 года — | называет свои имя, фамилию, частично отвечает на вопросы; |
в 3 года — | хорошо отвечает на вопросы, повторяет простую фразу из 6-7 слов и 3 цифры. |