Развитие мелкой моторики у детей в возрасте 1-3 года
Уровень развития движений ребенка определяет уровень его физического и психического развития. Чем выше его двигательная активность, тем лучше он развивается. Поэтому, начиная с раннего возраста, развитию мелкой моторики ребенка необходимо уделять особое внимание.
Ученые доказали, что двигательные импульсы пальцев рук влияют на формирование «речевых» зон и положительно действуют на кору головного мозга ребенка. Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ребенка.
Занятия и игры, направленные на развитие моторики кистей и пальцев рук, сейчас особенно популярны. Чем можно объяснить такую тенденцию? Оказывается, у большинства современных детей, особенно городских, отмечается как общее моторное отставание, так и слабое развитие моторики рук. Еще лет двадцать назад взрослым, а вместе с ними и детям, большую часть домашних дел приходилось выполнять руками: стирать и отжимать белье, перебирать крупу, вязать, вышивать, штопать, подметать и мыть полы, чистить и выбивать ковры, готовить еду и др. Сейчас не принято штопать одежду, мало кто занимается рукоделием, многие операции за человека выполняют машины — кухонные комбайны, стиральные машины, моющие пылесосы. Все эти тенденции непосредственно отражаются на развитии детей, особенно на развитии моторики рук. Можно говорить о том, что уровень моторного развития рук (сила, ловкость, скорость и точность движений) и ручных навыков (использование различных инструментов – ножниц, иголки, лопатки и др.. застегивание и расстегивание застежек и т.д.) в дошкольном возрасте является диагностическим фактором, определяющим уровень развития обшей моторики и речи. И если руки развиты недостаточно, то это часто свидетельствует о некотором отставании в развитии ребенка.
В цикле статей «Развитие мелкой моторики у детей» будут представлены специальные игры и упражнении, которые помогут укрепить руки малыша, развить согласованные движения рук, дифференцированные движения пальцев рук.
В ходе этих игр у ребенка будут развиваться и совершенствоваться следующие движения:
- Хватание: ребенок учиться хватать предмет, действую целенаправленно (правильно определяет место предмета в величину предмета (маленькие предметы ребенок хватает одной рукой или щепотью, большие двумя);
- Соотносящие действия: ребенок учиться совмещать два предмета или две части одного предмета; принцип соотносящихся лежит в основе многих дидактических игрушек – пирамид, матрешек;
- Подражание движениям рук взрослого: это умение лежит в основе формирования многих полезных навыков ручных действий;
- Движения кистей и пальцев рук.
Кроме того, занятия мелкой моторикой окажут благотворное влияние на общее развитие ребенка, помогут ему стать более самостоятельным и уверенным в себе