ЦЕЛЕВЫЕ ДЕЙСТВИЯ С ПРЕДМЕТАМИ НА ВТОРОМ ГОДУ ЖИЗНИ
ЦЕЛЕВЫЕ ДЕЙСТВИЯ С ПРЕДМЕТАМИ НА ВТОРОМ ГОДУ ЖИЗНИ
Усовершенствование целевых действий с предметами имеет большое значение для развития детей второго года жизни. Манипулирование предметами (башенками, кубиками, матрешками и др.) укрепляет мелкую мускулатуру рук и пальцев. Проделывая различные действия с предметами — открывание, нанизывание и т.п. — дети развивают пальцы рук, привыкают играть сосредоточенно и внимательно.
К 2 годам ребенок в процессе целенаправленного манипулирования с предметами начинает различать их по форме, величине и цвету.
Для обучения ребенка целевым действиям с предметами необходимо проводить специальные занятия. Наряду с кубиками, башенками и матрешками следует предоставить ему сюжетные игрушки, с которыми можно проделывать различные действия, например купать куклу и укладывать ее спать, кормить собачку или кошку, пускать плавать уточек или рыбок и т.д.
Для закрепления умений, полученных ребенком в процессе специальных занятий, мама должна использовать самостоятельную деятельность малыша, давать ему соответствующие пособия и помогать правильно их использовать, сидя за столом.
На протяжении первого полугодия второго года жизни ребенка перед мамой стоят следующие задачи:
1) выработка у ребенка умения следить за действиями взрослых и воспроизводить их;
2) развитие у него целенаправленных действий с несколькими однородными предметами или с двумя различными взаимосвязанными предметами;
3) координация движений рук ребенка;.
4) установление связи между предметами, действиями и их словесными обозначениями и развитие активной речи;
5) выполнение действий по слову.
ЗАНЯТИЕ С КУБИКАМИ
Цель. Научить ребенка ставить кубик на кубик (или кирпичик на кирпичик) и класть их в ряд. Научить произносить слова: «вот так», «кубик».
Для занятия используются кубики или кирпичики по 3-4 штуки на каждого ребенка.
Ход занятия. Мама показывает ребенку коробку с кубиками и берет себе несколько штук.
«Смотри, какие у меня кубики, они гладкие, красивые. Что это? Кубики. Скажи: кубик. Маша, скажи: кубик. Я разложу их в ряд. Вот так». Кладет в ряд 3-4 кубика. «А теперь я буду ставить один на другой». Ставит кубик на кубик. «Вот какая башенка. Я тебе дам кубики, и ты тоже сделай башенку. Потрогай, какие они гладкие». Водит рукой ребенка по кубику. «А теперь делай, как я. Я беру кубик и кладу его вот так». Кладет второй кубик на первый. «Положи кубик ровненько, чтобы он не упал. Теперь хорошо. Возьми еще кубик пальчиками и положи на этот. Вот так. Ой, упали кубики. Ничего, еще раз положи. Еще возьми кубик, положи сверху. Молодец, правильно, вот красивые башенки. Теперь снимем кубики и положим на стол. Давай уберем кубики в коробочку. Положи свои кубики вот так. Кубики сложили, я отнесу коробку на место».
ЗАНЯТИЕ С ВТЫКАЛОЧКАМИ
Цель. Научить втыкать катушки или грибки в отверстия, понимать названия действий «вынуть» и «воткнуть».
Для занятия используются столик на коротких ножках с круглыми отверстиями и «втыкалочки» — деревянные грибки к нему.
Ход занятия. Мама берет столик с грибками, ставит на стол и говорит: «Смотри, какой красивый столик с грибками. Я выну все грибки и положу на стол. Вот так. А теперь воткну их в дырочки, вот так. Теперь сам вынь грибки и положи их на стол. Делай, как я». Малыш подражает. «Воткнем их обратно в дырочки. Беру грибок, втыкаю вот так. Возьми грибки. Вот так». Вставляет грибок рукой ребенка. «Вот так. Посмотри, какой у нас красивый столик с грибками».
Вместо данного пособия можно сделать ящик с дырочками, а для втыкания использовать катушки, подрезанные с одного конца.
ЗАНЯТИЕ С КОЛЬЦАМИ
Цель. Научить ребенка нанизывать кольца на палочку и снимать их. Научить понимать слова: «колечко», «палочка», названия действий «надеть», «снять».
Для занятия используются 4 башенки, состоящие из 4 колец, лучше одноцветные.
Ход занятия. Мама обращается к ребенку: «Посмотри, какие у нас башенки. Давай с ними поиграем. Смотри, какая наверху шишечка. Вот я сняла шишечку (шарик), положу ее сюда. А теперь я сниму колечко и положу его сюда рядом, еще сниму колечко и положу его, еще сниму колечко и положу вот сюда. А теперь я надену все колечки на палочку. Беру колечко, надеваю, так! Еще беру колечко, надеваю, так! Еще беру колечко, надеваю, так! Вот у меня башенка. И надеваем шишечку» (шарик). Теперь давай снимем все колечки. Давай снимать! Сначала снимем шишечку, положим ее сюда, теперь снимем колечко. Что это? Колечко, а это палка. Ты не снимай все колечки сразу, сними одно колечко, вот так!» Рукой ребенка снимает первое кольцо. «Не бросай колечко, положи его вот сюда. Давай снимем еще колечко. Молодец! Сними еще колечко. Так! Положим его сюда. А теперь будем надевать колечки на палочку. Возьмем колечко и наденем его на палочку, вот так! Возьми пальчиками, я тебе помогу. Еще колечко наденем, вот так! Еще наденем колечко. А теперь наденем шишечку (шарик). Вот какие у нас красивые башенки. Хочешь еще раз?»
Когда ребенок становится постарше, мама при каждом действии с кольцами сравнивает их размеры. Например, она говорит: «Возьмем самое большое кольцо, наденем на палочку, из остальных тоже выберем самое большое, теперь поменьше, еще поменьше». При снимании с палки она тоже обращает внимание ребенка на размеры колец.
ЗАНЯТИЕ С МАТРЕШКАМИ
Цель. Научить не спеша, не разбрасывая, раскрывать матрешку, спокойно расставлять ее части и собирать ее.
Для занятия используются 4 матрешки с одним вкладышем в каждой.
Ход занятия. Мама берет матрешку, показывает ее малышу. «Смотри, какая у меня матрешка. Я ее открою. Смотри, в ней лежит еще одна матрешка — маленькая». Ставит ее на стол. «Я сложу большую матрешку вот так и поставлю ее рядом. Кто это? Это матрешка. Покажи мне маленькую матрешку. Правильно, это маленькая матрешка, а эта — большая. Откроем их. Дай, я тебе помогу. Так, хорошо. Вынем матрешку маленькую, поставим ее на стол. Закроем большую матрешку и поставим рядом. Теперь давай сложим их вместе. Откроем большую матрешку, положим туда маленькую и закроем. Вот так! Дай я помогу тебе закрыть. Правильно. Молодец! Собрал матрешки. Отнесем их на полочку».
Таким же образом можно проводить занятие с вкладными шарами и бочонками.
На втором полугодии второго года жизни детей перед мамой стоят следующие задачи:
1) усовершенствовать движения руки ребенка;
2) сделать более точным зрительное восприятие;
3) познакомить ребенка с величиной предметов, с контрастными формами, с основными цветами;
4) воспитать умение доводить действия до определенного результата;
5) поощрять воспроизведение нескольких взаимосвязанных действий;
6) учить называть предметы и действия с ними;
7) выработать умение переносить разученные действия с предметами в самостоятельную игру.
ЗАНЯТИЕ С КУБАМИ
Цель. Научить накладывать и вкладывать кубы по размеру.
Для занятия используются 4 комплекта, состоящих из трех вкладных разноцветных кубов.
Ход занятия. Мама ставит на стол один комплект кубов. «Петя, смотри, какие красивые кубы. Давай с ними поиграем». Берет кубы, ставит перед собой. «Я сейчас выну один куб и поставлю его рядом, вот сюда; еще выну куб и тоже поставлю рядом, вот сюда». Раскладывает кубы в ряд полой стороной вниз. «А теперь я поставлю их друг на друга. Вот так!» Ставит на большой куб средний, на средний маленький. «Вот какая получилась башня. Теперь надо собрать их вместе». Снимает маленький куб, затем средний и ставит рядом. Снимает маленький куб, затем средний и ставит на стол полой стороной вверх. Переворачивает большой куб. «Я положу в самый большой куб вот этот, а в него маленький. Вот я и сложила кубы вместе. А теперь я тебе дам такие же кубы». Ставит перед ребенком по комплекту отверстием вверх. «Давай вынимать кубы и ставить на стол».
Ставит куб полой стороной вниз. «Давай я тебе помогу». Вынимает рукой ребенка куб. «Так, хорошо! Еще вынем куб. Поставь этот куб вот сюда, рядом с другими. Так, правильно. А большой куб перевернем. Теперь построим башню. Бери вот этот куб и поставь его на большой, а на него самый маленький. Смотри, надо взять вот этот куб и на него поставить поменьше, а потом самый маленький. Вот так. Получилась башня. А теперь поставим кубы в ряд». Ставит их отверстием вверх. «Вот хорошо. Сложили кубы. Уберем их на место».
ЗАНЯТИЕ С МЕЛКИМИ ИГРУШКАМИ И ПРЕДМЕТАМИ РАЗНОЙ ФОРМЫ
Цель. Восприятие предметов, различных по форме.
Для занятия используются коробочки, в каждой из которых 5- 6 мелких предметов: шарик, кубик, кирпичик, палочка, кружочек (пуговица). Такая же коробочка у взрослого.
Ход занятия. Мама открывает свою коробочку, вынимает по очереди находящиеся в ней предметы, называет их и раскладывает в ряд на столе. «Открой и посмотри, что там лежит. Это шарик; возьми положи его на стол. А это что? Палочка? Положи ее около своей коробочки. В коробочках больше ничего нет. Возьми кубик и положи его в коробочку». Таким образом, называя все предметы, мама следит, чтобы малыш брал их соответственно названию. Если ребенок ошибается, она показывает свой предмет, называет его и предлагает взять такой же. При этом мама спрашивает: «Что это?» Если ребенок не называет, сама ясно произносит «шарик», просит повторить. Так ребенок учится различать и называть предметы.
ЗАНЯТИЕ СО СТРОИТЕЛЬНЫМ МАТЕРИАЛОМ
Цель. Научить ребенка, вынув кубики или кирпичики из коробки, делать по показу взрослого несложную постройку (забор, ворота, поезд и др.) и по окончании занятия складывать материал обратно в коробку.
Для занятия используется набор настольного строительного материала — кубиков или кирпичиков (8-10 штук), маленький автомобильчик.
Ход занятия. Мама ставит на стол коробку со строительным материалом. «Вот кирпичики, — говорит она, — я выну их из коробки и построю ворота. Смотри, как я строю: ставлю два кирпичика, а этот кирпичик сверху. Вот какие ворота!»
«Теперь я дамтебе кирпичики. Возьми, пожалуйста, их из коробки. Хватит! Давай строить ворота. Поставь кирпичики вот так. Правильно! А теперь один кирпичик положим наверх. Вот получились ворота». Вынимает из кармана автомобильчик и предлагает провезти его сквозь ворота. «А теперь сложим кирпичики в коробку». Придвигает ребенку коробку, чтобы он сложил кирпичики. Уносит строительный материал на место.
Маленькие игрушки в кармане у взрослого могут быть различными. Например, построив забор, можно посадить на него петушка или кошечку, на поезд — куколку и т.п.
ЗАНЯТИЕ С ПЕСКОМ
Цель. Научить ребенка пересыпать песок из одной формочки в другую.
Для занятия используется сухой песок в коробке на подносе. Перед ребенком ставятся две формочки на подносах. Такие же формочки стоят перед мамой.
Ход занятия. Мама говорит: «Смотри, какой песок. Как он сыплется? Вот как. Я дам тебе формочки. Возьми, пожалуйста, формочку, насыпь в нее песок из коробки. И я насыплю в свою форму. А теперь пересыплю песок в пустую формочку. Вот так! И ты так сделай. Пересыпай так, чтобы не просыпать. Молодец! Теперь пересыплем обратно в формочку. Вот как интересно сыпать песок. А теперь высыплем песок из формочек в ящик, уберем все на место».
Навык аккуратно пересыпать песок из одной емкости в другую закрепляется летом во время игры ребенка в песочнице под наблюдением взрослого.
РАССКАЗ ПО КАРТИНКАМ (ОТ 1 ГОДА 6 МЕСЯЦЕВ ДО 2 ЛЕТ)
После того как ребенок научится легко узнавать и называть изображенных на картинках знакомых персонажей и их действия, понимать несложное смысловое содержание (девочка плачет — упала — больно), начнет пользоваться сначала двух- и трехсловными, а потом и более распространенными фразами, следует переходить к новым занятиям.
Цель этих занятий заключается в следующем:
1) упражнять ребенка в рассматривании и понимании знакомых ему по личному опыту действий и несложных сюжетов на картинках при помощи словесного пояснения взрослого;
2) обогащать словарный запас ребенка;
3) вызывать подражание не только новым словам, но и простым трех- и четырехсловным фразам;
4) учить произносить слова правильно, не подменяя их облегченными, исправлять неправильные окончания;
5) добиваться эмоциональной выразительности речи ребенка;
6) учить ребенка самостоятельно пользоваться книжками-картинками.
Для осуществления этих задач следует переходить к показу на картинках и словесному пояснению простых сюжетов, т.е. упражнять малыша в рассматривании и понимании не только разрозненных отдельных объектов и действий, но и различных знакомых персонажей и действий, связанных между собой несложным смысловым содержанием. Мама, показывая картинки, сопровождает их примерно таким рассказом. «Посмотри, вот детки одеваются. Они пойдут гулять. Девочка надевает валенки, а мальчик рукавички. Тетя помогает деткам одеваться. Они оденутся и пойдут гулять. Да, шарфик лежит на стуле. Девочка его наденет, ей будет тепло».
При показе картинок, на которых изображен тот или иной сюжет, надо давать детям словесное объяснение — «рассказ», передающий основное смысловое содержание изображенного, а не ограничиваться лишь перечислением изображенных на картинке объектов, действий или разбором отдельных деталей. Простое перечисление — называние изображенного вне конкретных, разнообразных связей, уже доступных пониманию ребенка, — обедняет смысловое содержание словаря ребенка и не способствует формированию слов-обобщений.
Показ сюжетных картинок является новым по сравнению с тем, что давалось ребенку в предыдущем возрастном периоде. Это новое необходимо для дальнейшего развития его речи и мышления. Но наряду с сюжетными картинками надо продолжать показ картинок с изображением отдельных предметов и действий более простых по содержанию. Они могут быть успешно использованы для побуждения детей к активной речи и более детальному рассматриванию — ознакомлению с предметами.
Впервые показывая ребенку те или иные картинки, особенно сюжетные, всегда следует делать небольшую паузу, чтобы дать ему возможность активно отреагировать на них в зависимости от опыта и уровня развития его речи.
Давая ребенку так или иначе высказаться (радостные возгласы, отдельные слова, фразы), мама затем предлагает ему послушать, что она расскажет. При этом она следит за реакцией ребенка и в зависимости от его поведения видоизменяет свой рассказ, повторяя отдельные моменты, подхватывая высказывания малыша, подтверждая их или поправляя.
Если ребенок, рассматривая картинку, может сам многое сказать, мама должна не столько рассказывать, сколько предлагать говорить ребенку. Если малыш неверно понимает содержание картинки или неправильно говорит, необходимо поправлять его, задавать вопросы, направлять внимание ребенка.
ЗАНЯТИЕ С ПАРНЫМИ КАРТИНКАМИ
Цель. Научить ребенка сравнивать и различать.
Для занятия используются однопредметные парные картинки.
Ход занятия. Мама вынимает из коробки одну картинку (например, с изображением лошадки), показывает ребенку и называет ее. Затем она спрашивает название предмета, нарисованного на картинке. Держа в одной руке картинку так, чтобы она была видна ребенку, мама незаметно для него второй рукой берет еще одну — тоже с лошадкой и третью — совсем не похожую на две предыдущие, например с изображением волчка. Потом кладет обе новые картинки рядом на стоящий поодаль от нее столик. Затем она говорит: «Сашенька, вот у меня лошадка, лошадка. Там, на столе, тоже лежит лошадка. Иди, принеси ее». Обычно ребенок охотно бежит к столу, останавливается около него, смотрит на обе картинки, берет ту, на которой изображена лошадка, и с радостью приносит. Бывает, что на первых порах ребенок не всегда берет нужную картинку или хватает обе сразу. Тогда мама подносит ему картинку, которую держит в руке, и настойчиво просит взять со стола такую же. Если ребенок по-прежнему не берет нужную картинку, она помогает ему отыскать ее и говорит: «Вот, Саша, молодец, нашел лошадку и несет ее на стол». На следующем занятии даются другие картинки.
По мере повторения подобных занятий дети постепенно учатся отыскивать определенную картинку, даже если их имеется уже три-четыре.