Почему не следует запрещать детям разговаривать во время лепки, рисования, выполнения любой работы?
Дошкольные педагоги часто задают вопрос,
почему не следует запрещать детям разговаривать во время лепки, рисования, выполнения любой работы?
К сожалению, до сих пор многие воспитатели считают, что воспитывают культурные навыки, когда запрещают разговаривать во время выполнения заданий. Но для дошкольников очень трудно выполнять работу молча.
Почему же детям так трудно при работе молчать?
Детские психологи утверждают, что речевое сопровождение собственных действий имеет важное значение для психического развития ребенка. Речь малыша как бы становится слепком с их деятельности, берет на себя ее самые существенные моменты. На основании такой речи-сопровождения потом окажется возможным «составление рассказа» о прошедших событиях, и о событиях, в которых ребенок не участвовал, сформируется и внутренняя речь (разговор с собой), которая составляет важную часть умственных операций и основу вербального мышления. Значит, не стоит останавливать речь малышей, сопровождающую его действия.
Найдите время и прислушайтесь: вот дети уже не только комментируют свою работу, но уже начали предполагать — описывать результат, планировать будущие действия. Только став старше, дети научатся делать это не вслух, для другого, а внутренне, молча, для себя.
Запомним, что развивать речь ребенка, не включая ее в какую-либо деятельность, — невозможно!
Исходя из этого положения сделаем вывод, что в речевой работе основной целью будет не только обучение новым словам, понятиям и не требование, чтобы ребенок пересказал прочитанное, а использование речи как средства любой важной и интересной для ребенка деятельности.
Ребенок развивается в деятельность, его речь тоже развивается только в деятельности. «Ребенок — самое трудолюбивое и деятельное существо на свете» —
так утверждают все исследователи дошкольного детства.
Важнейшая деятельность для ребенка — игра, а главнейшая потребность — общение. Труд, как и игра, для дошкольника неотделимы от наслаждения, но только если труд правильно организован. Потребность в труде для ребенка (до 3-4 лет) связана с интересом не к результату, а к самому процессу труда и к возможности общения.
Потерпите, доживите до «качественных» результатов труда малышей, не укоряйте за сделанное не очень красиво. Все приходит постепенно, с опытом, особенно качество.