3 Организация жизни и воспитания детей раннего возраста ( от рождения до одного года)

Организация жизни и воспитания детей первой группе детей раннего возраста  (от рождения до одного года)

Первый год жизни детей делится на четыре качественно отличающихся друг от друга возрастных периода:

от рождения до 2,5-3 месяцев;

от 2,5-3 до 5-6 месяцев;

от 5-6 до 9-10 месяцев;

от 9-10 до 12 месяцев.

Примерный режим дня

Для каждого возрастного периода рекомендован режим, учитывающий физиологические потребности и физические возможности детей данного возраста.

Режим устанавливается на сутки и согласовывается с режимом ребенка в домашних условиях. Он должен четко соблюдаться родителями и в будни, и в выходные дни.

Эмоционально-положительное состояние ребенка в течение дня, успешность восприятия им окружающей действительности зависят от полноценного и своевременного кормления, качественного и достаточного по времени сна, педагогически грамотно организованного бодрствования. Следует соблюдать определенную последовательность их чередования: сон, кормление, бодрство­вание (с 9-10 месяцев такая последовательность сохраняется частично).

Изменение продолжительности сна, бодрствования и количества кормлений в течение суток

Возраст Кормление Бодрствование Дневной сон
Кол-во периодов интервал, длительность, Кол-во

периодов

длительность,
час. час. час.
1-3 мес. 7 3 1-1,5 4 1,5-2
3-5-6 мес. 6 3,5 1,5-2 3-4 1,5-2
5-6-9 мес. 5 4 2-2,5 3 1,5-2
9 мес.-1 год 4-5 4-4,5 2,5-3 2 2-2,5

Примечание. Длительность ночного сна постоянна (10-11 часов). В первой группе раннего возра­ста дети живут по двум (иногда трем) режимам, что позволяет избегать скученности детей, предот­вращает возникновение конфликтных ситуаций, способствует повышению качества воспитатель­но-оздоровительной работы. Работа с небольшой подгруппой детей обеспечивает индивидуальный подход к каждому ребенку.

Примерный режим дня

От рождения От 2,5-3 до От 5-6 до От 9-10 до
до 2,5-3 мес. 5-6 мес. 9-10 мес. 12 мес.
Дома
Подъем по мере

пробуждения

Бодрствование 6.00-7.00 6.00-7.30 6.00-8.00 6.30-9.00
Кормление 6.00 6.00 6.00
В дошкольном учреждении
Прием детей 7.00-8.00 7 00 8.00
Сон на воздухе 7.00-9.00 7.30-9.30 8.00-10.00
Кормление 9.00 9.30 10.00 7.30
Бодрствование 9.00-10.00 9.30-11.00 10.00-12.00 7.30-9.00
Игры-занятия 9.30-9.40 10.00-10.30 10.30-11.30 8.00-8.40
Сон на воздухе 10.00-12.00 11.00-13.00 12.00-14.00 9.00-11.30
Кормление 12.00 13.00 14.00 11.30
Бодрствование 12.00-13.00 13.00-14.30 14.00-16.00 11.30-14.00
Игры-занятия 12.20-12.40 13.30-14.00 14.30-15.30 12.00-13.30
Сон на воздухе 13.00-15.00 14.30-16.30 16.00-18.00 14.00-16.00
Кормление 15.00 16.30 18.00 16.00
Уход детей домой 15.00-19.00 16.00-19.00
Дома
Бодрствование 15.00-16.00 16.30-18.00 18.00-20.00 16.00-20.00
Сон 16.00-18.00
Кормление 18.00 19.00
Бодрствование 18.00-19.00
Сон 19.00-20.00 18.00 19.30
Бодрствование 20.00-21.00 19.30-21.00
Купание 20.45 20.30 19.45 19.45
Кормление 21.00 20.45
Ночной сон 21.00-6.00 21.00-6.00 20.00-6.00 20.00-6.30
Ночное кормление 24.00 (3.00) 23.30 (3.00) 22.00 (3.30) 23.00 (до 10 мес.)

Примечание. Перевод ребенка на новый режим осуществляется с учетом возраста, состояния здоровья и симптомов поведения: ребенок сохраняет активность к моменту укладывания на сон, медленно засыпает, рано просыпается и т. д.

Недопустимы ранний перевод ребенка на режим более старшей возрастной подгруппы, а также за­держка его на режиме младших детей.

Показателями соответствия режима возрастным и индивидуальным возможностям ребенка явля­ются его деятельное, активное поведение во время бодрствования, хороший аппетит, глубокий и достаточный по времени сон.

Рассмотрим режим дня более подробно

Сон

Создавать условия для глубокого и продолжительного сна.

Дети должны спать на веранде или в спальне с открытыми окнами, вне помещения, где бодрствует другая возрастная подгруппа.

После болезни и в период адаптации следует приучать детей ко сну на свежем воздухе постепенно.

Бодрствование

Создавать условия для активного бодрствования каждого ребенка: с 2 месяцев — в манеже; с 7-8 месяцев — за барьером на полу.

Осуществлять целенаправленное обучение в процессе игр-занятий, ре­чевое общение с каждым ребенком. Поощрять активное обращение ребенка ко взрослому, а также умение самостоятельно занять себя.

Поддерживать положительное эмоциональное состояние детей, преду­преждать появление отрицательных привычек (сосание пальцев, раскачи­вание и т. п.).

В период бодрствования предлагать каждому ребенку разнообразные игрушки для освоения необходимых навыков. Своевременно обновлять и усложнять игровой материал.

Следить за порядком в группе, убирать на место разбросанные игрушки, систематически обрабатывать их.

Побуждать детей к самостоятельным действиям и передвижениям, к ак­тивным речевым реакциям. Для поддержания активности детей менять ви­ды деятельности. Следить, чтобы дети подолгу не оставались в статичной позе, не мешали друг другу.

Организовывать места для игр с теми игрушками, которым дети отдают предпочтение.

На протяжении бодрствования создавать в группе спокойную обстанов­ку, чтобы каждый ребенок мог слышать взрослых, себя, прислушиваться к голосовым проявлениям других детей (гулению, лепету).

Во время бодрствования обеспечивать разнообразную самостоятельную деятельность детей, проводить обучающие игры-занятия и режимные про­цессы индивидуально и по подгруппам.

Массаж и гимнастику должен проводить специалист.

Воспитание при проведении режимных процессов

Формировать положительное отношение к режимным процессам (кормление, подготовка ко сну, укладывание, подъем, проведение гигиени­ческих процедур, высаживание).

Соблюдать постоянство условий и единство приемов со стороны взрос­лых, работающих в группе.

Проводить режимные процессы, соблюдая принципы постепенности и по­следовательности (детей, живущих по одному режиму, кормить только по мере пробуждения и т. п.).

Создавать у детей положительную установку на одевание, кормле­ние, укладывание. Привлекать их к посильному участию в этих процес­сах: действием (малыш удерживает бутылочку с кефиром), реакцией на смену обстановки (узнает посуду, одежду), голосовыми проявлениями (лепетом, гулением).

Кормление

Формировать привычку спокойно и с аппетитом съедать положенную порцию, положительно относиться к новым видам пищи. Учитывать изби­рательное отношение детей к еде.

Приучать к выполнению самостоятельных действий: с 2,5-3 месяцев придерживать бутылочку во время кормления, брать ее и подносить ко рту; с 4-5 месяцев есть с ложки полугустую пищу; с 5-6 месяцев пить из чашки, которую держит взрослый; с 7 месяцев есть хлеб, держать его в руке. К 12 месяцам научить детей брать со стола чашку, держать ее и пить самостоятельно.

До 7-8 месяцев кормить ребенка, держа его на руках, с 8 месяцев (когда научится самостоятельно сидеть) —за высоким столом. К 11-12 месяцам приучать ребенка самостоятельно подходить к низкому столу, садиться в кресло.

Создавать у детей положительную установку на фразу взрослого: «Сейчас будем есть». Знакомить с названиями некоторых предметов сервировки (чаш­ка, тарелка, ложка), учить понимать действия (садись, пей, ешь хлеб и т. д.).

Активизировать речь ребенка (ам-ам, дай, на и т. п.).

С 8 месяцев кормить одновременно двух сидящих за столом детей, давая им поочередно по две—три ложки пищи, приучать доброжелательно отно­ситься к сидящему рядом малышу, не мешать ему.

С 8-9 месяцев формировать умение пользоваться салфеткой, во время умывания подставлять руки под струю воды, благодарить взрослого после еды кивком головы или облегченным словом.

Подготовка ко сну, укладывание, подъем

При укладывании детей формировать у них положительное отношение к этому процессу. Создавать положительную установку на сон, произно­сить: «Бай-бай», негромко петь колыбельную и т.п.

Придерживаться принципа постепенности, учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка (детей, нуждающихся в более длительном сне, укладывать первыми, поднимать последними и т. п.), состояние ребен­ка на момент укладывания (хнычущего малыша уложить пораньше). Осо­бое внимание уделять детям, недавно поступившим в группу. С первых не­дель жизни приучать засыпать без дополнительных воздействий (укачивание, соска и т. п.).

Поднимать детей только по мере пробуждения. Обеспечивать их эмоци­онально-положительное состояние (неторопливые движения взрослых, приветливая речь).

Соблюдать последовательность одевания.

Побуждать к активным голосовым реакциям (звуки, лепет).

Развивать понимание речи при назывании взрослым предметов обуви, одежды.

Привлекать детей к выполнению некоторых действий (поднять руку, подать колготки).

Обращать внимание детей на правильно надетую обувь, одежду, форми­ровать основы аккуратности, опрятности.

Проведение гигиенических процедур

Формировать положительную установку на водные процедуры. Обра­щать внимание ребенка на чистоту лица, рук; умывать лицо и мыть руки по мере загрязнения; приучать мыть руки перед едой; ежедневно или через день купать ребенка (перед ночным сном).

Формировать понимание речи взрослого в процессе выполнения вод­ных процедур.

Поддерживать речевые и двигательные реакции ребенка в процессе мытья рук, умывания.

Высаживание на горшок

С 7-8 месяцев формировать умение проситься на горшок. Высажи­вать ребенка сразу после сна, если он проснулся сухим, а также спу­стя 10-15 минут после еды.

Поощрять первые попытки ребенка сигнализировать — звуками, лепе­том, поведением —о необходимости физиологического отправления, хва­лить при положительном результате.

Высаживать в определенном месте и на индивидуальный горшок.

Приучать к элементарным навыкам опрятности. Воспитывать потреб­ность находиться в сухой одежде.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *